Сутурина Эльвира Викторовна
Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возрастаСлово «Волонтер» в переводе с фр. volontaire переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия. В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. В основе любого волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать своим сверстникам, взрослым, животным. Волонтерское движение в детском саду направлено на: - формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; - развитие коммуникативных навыков детей; - воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми; - повышение значения семейных ценностей. В нашем детском саду понятие «волонтерство» мы не используем, но традиция помогать ближним существует уже много лет: Так, например, более 10 лет наш детский сад взаимодействует с Приморским центром социального обслуживания населения г. Лесозаводска: - каждый сентябрь дети принимали участие в концертных программах, подготовленных сотрудниками центра для детей – инвалидов, посвященный Дню инвалида; - готовили концертную программу, посвященную Дню пожилого человека и к празднику 9 мая для ветеранов Великой отечественной войны и тружеников тыла; - ко Дню Великой Победы с педагогами детского сада изготавливали открытки и маленькие сувениры, которые дарили мало мобильным ветеранам, когда посещали их на дому Нужно учить детей делать подарки и дарить их искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед. Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника и т.д., - не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада. Еще одно направление волонтерского движения воспитанников детского сада - это помощь малышам ясельных и младших групп, которые нуждаются в помощи. Воспитанники старших групп учат малышей одеваться и обуваться, играть в различные игры, лепить, рисовать. Дети ремонтируют книги малышам, помогают привести кукольный уголок в порядок (стирают кукольную одежду, моют машинки). Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы. Каждый педагог-практик знает, что воспитательный процесс без участия родителей абсолютно безрезультатен. Если родители будут пассивно наблюдать за стремлением ребенка оказать помощь, или, в худшем случае, выскажут пренебрежение к желанию ребенка прийти на помощь, - все усилия педагогов по формированию у дошкольников нравственно-этических чувств, в том числе и по отношению к членам своей семьи, содеет на нет. Ребенок будет избегать любое проявление доброты и эмпатии. Как можно привлечь родителей к формированию у ребенка желания помощь, быть полезным, гуманным? Это активное привлечение семей к участию в различных акциях, «Дней помощи», «Дней вежливости». Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как «Посади свое дерево», «Братья наши меньшие», «Вторая жизнь елки» и т.д., развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача - научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему, а родителей проявлять уважение к своему ребенку. Данный вид работы для нас является новым, но очень интересным и детям и взрослым. У детей, активно участвующих в акциях, волонтерских движениях, а также у их родителей, формируются предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности; интенсивнее и продуктивнее происходит приобщение к традициям семьи, социо-культурным нормам, общества и государства в целом. Организация волонтёрской деятельности в детском саду позволяет создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей. А самое главное, дети становятся более милосердными, умеющими сопереживать, сочувствовать и оказывать помощь ближнему. Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как: - коммуникативные способности; - лидерские навыки; - исполнительская дисциплина; - инициативность. Таким образом, ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе. 20 сентября 2021 в 11:34
Прикреплённые файлы:Документ: Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста Описание файла:Файл называется: -volonterskaja-dejatelnost-kak-sredstvo-socializaci-detei-doshkolnogo-vozrasta_n4a9b.pptx Это официальный файл организации «Сутурина Эльвира Викторовна», в нём содержится Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста. Размер файла: 7,75 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.