Сутурина Эльвира Викторовна

Карта индивидуального маршрута развития дошкольника

 В современных условиях управление качеством образования является характеристикой, определяющей конкурентоспособность дошкольного учреждения. Система оценки качества образования в ДОУ представляет собой инструмент управления качеством образования, оценку образовательных результатов в целом.

Определение качества образования в образовательной организации – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в образовательном стандарте. В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность трёх групп требований: к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы; к результатам освоения основной образовательной программы. Но на практике отмечаются сложности в определении «качества» дошкольного образования» между участниками педагогического процесса, в частности в понимании критериев «результата освоения образовательной программы».

Современная концепция ФГОС ДО, понимается как общественный договор, ориентированный на учёт интересов и потребностей ребёнка, его семьи, общества и государства. Так мнения родителей, воспитателей, руководителей и учителей существенно расходятся в трактовке критериев качества дошкольного образования. Отсюда и разная его оценка. Для кого-то качество дошкольного образования – это добрые воспитатели, с которыми ребёнок чувствует себя комфортно, других устраивает просто питание, кому-то  необходимы особые условия, определённый перечень занятий и умений. Впрочем, все родители без исключения стремятся иметь как можно меньше затруднений при переходе ребёнка к следующей ступени образования. И опять же, потребности школы и учителей в образовании ребёнка до школы вызывают особые проблемы.

Потребности исполнителей и потребителей дошкольного образования влияют на качественное осуществление функциональных задач детского сада, которые должны учитывать Основная образовательная программа дошкольного учреждения в разделе «Значимые характеристики Программы», а также вносят свои коррективы в условия реализации Программы развития.

Наш детский сад традиционно сотрудничает со школами микрорайона ст. Ружино по данному вопросу. На базе школ систематически проводятся семинары-практикумы по вопросам преемственности для педагогов начальной школы и дошкольного образования, организуются взаимопосещения, на которых разрабатываются единые критерии непрерывного образования между дошкольным и начальным общим образованием. В саду ежегодно организовываются собрания родителей будущих первоклассников, на которых представители школ микрорайона рассказывают о требованиях стандарта, программах, реализуемых образовательными организациями, и условиях реализации образовательных программ. Все это создает единую систему требований начальной школы и дошкольного образования к качеству образования нашего дошкольного учреждения.

В ходе оценки качества образования в МДОБУ возникает главный вопрос – что ребенок умеет делать, как у ребенка сформированы ключевые компетенции. Если руководствоваться требованиями ФГОС ДО, то в целевом разделе Образовательной Программы большое внимание уделяется «Планируемым результатам». Однако для дошкольного образования функции стандарта в законе ограничены: нельзя оценивать подготовку ребёнка (к чему бы то ни было, даже к школе) и проводить аттестацию детей. Это значит, что ФГОС дошкольного образования, в отличие от ФГОС общего и профессионального образования, не является основанием объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности. Следовательно, массовых проверок детей не должно быть. Однако один из показателей выполнения муниципального задания МДОБУ – это уровень освоения детьми Образовательной программы детского сада. Таким образом, без определения планируемых результатов дошкольного образования образовательный процесс не может быть квалифицирован как качественный.

Правомерно выявляется проблема недостаточной проработанности норм и положений, регулирующих вопросы качества дошкольного образования, и учёта специфики системы дошкольного образования, связанной с возрастными особенностями дошкольников, в законодательных документах. Не установлено значение конкретных параметров в общей оценке каждой группы и качества дошкольного образования в целом; не предусмотрено нормирование выделенных параметров для обеспечения объективности оценки.

Педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Для этого педагогу необходимо смещение акцента с тестового подхода в сторону аутентической оценки.

В основе аутентичной оценки качества образования в ДОУ лежат следующие принципы. Во-первых, она строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Результаты наблюдения педагог получает в реальной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях и пр.), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах. Во-вторых, аутентичная оценка максимально структурирована. И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки результаты диагностики им понятны. Родители могут стать партнёрами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос, что хорошо видно из результатов работы Психолого-медико-педагогического консилиума детского сада (ПМПк), на котором разрабатываются индивидуальные маршруты развития детей, нуждающихся в педагогической коррекции.

Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой 8 групп социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (слайд 2 - 4).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики. В федеральном стандарте (п. 3.2.3) четко прописано, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью оценки эффективности педагогических действий. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения задачи индивидуализации образования и оптимизации работы с группой. Поэтому педагогическая диагностика реализации Образовательной программы в нашем детском саду предполагает ведение карт наблюдений детского развития, позволяющих фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми, игровой, познавательной, проектной, художественной деятельности и физического развития (слайд 5).

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и скорректировать свои действия (слайд 6).

В нашем саду разработаны и используются индивидуальные карты развития ребенка на всех возрастных этапах в виде графического изображения достижений ребенком целевых ориентиров в соответствии с возрастными особенностями, социальным статусом ребенка в группе, особенностями физического развития и программного содержания. Она наглядно представляет траекторию развития ребенка.

Данные для диаграммы определяются средним показателем по группе характеристик социально-нормативных возрастных возможных достижений ребенка (8 групп). Так, первая группа «Инициативность и самостоятельность» для детей 2-3 лет определяется показателями: «стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении», «проявляет инициативу в установлении контактов, стремиться к взаимодействию» и «старается принимать на себя роль, соответствовать её поведению». В подготовительной эта же группа характеристик определяется критериями: «проявляет инициативу в деятельности: игре, общении, конструировании», «самостоятельно выбирает род занятий и участников совместной деятельности» и «способен к воплощению разнообразных замыслов». На слайде №7 представлен пример расчета средних показателей характеристик по возрасту 4-5- лет (средняя группа).  Средние показатели социально-нормативных возможностей ребенка заносятся в график индивидуального развития воспитанника (слайд 8).

Диапазон, в котором работает педагог, определяется возрастом ребенка. Так, педагоги, работающие с детьми от 2 до 3 лет, заполняют диаграмму развития ребенка в диапазоне от «0» до «4» по критериям: 1 – не сформировано, 2 – сформировано частично, 3 – сформировано (слайд 9). Воспитатели, работающие с детьми средней группы, заполняют график в диапазоне от «4» до «6», по тем же критериям (1,2,3) – слайд 10. В старшей группе – от «6» до «8», а в подготовительной от «7» до «10» (слайд 11).

Нужно отметить, что критерии не меняются, меняется только диапазон заполнения. По завершению дошкольного образования, граница диаграммы достигает своего максимума – 10 (Приложение 1).

Данная карта рассчитана на 1 учебный год и заполняется педагогом 2 раза в диагностический период, и предполагает преемственность в последующей диагностике. Этот способ позволяет педагогу исключить заполнение большого количества бланков, исключает ситуацию оценки и «навешивания ярлыков» в развитии ребенка, а также наглядно проследить динамику индивидуального развития ребенка за 5 лет обучения. Специалистам ПМПк удобно работать с картами, вносить коррективы в адаптированные Программы, консультировать родителей и воспитателей по вопросам развития и коррекционной работы воспитанника.

Оценку и анализ условий, потребностей субъектов образовательного процесса, заявленной направленности образовательной программы проводят систематически в рамках текущего контроля, тематических проверок, а также оперативного контроля. По итогам контроля проводятся заседания Педагогического совета, ПМПк, где на основании аналитических справок, отчетов по итогам контрольных мероприятий, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями (слайд 12-15), выявляются проблемы и пути их решения, а также определяются приоритетные задачи детского сада для реализации в новом учебном году.

Итак, система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволяет обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, способствует реализации права детей и их родителей на получение качественного дошкольного образования.

 * материал разработан на основе лекции Зелениной Е.Б. - руководителя Регионального отделения общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (идея оценки развития ребенка дошкольного возраста по социально-нормативным возможностям).

20 сентября 2021 в 13:35

Прикреплённые файлы:

Документ: Карта индивидуального маршрута развития дошкольника

Описание файла:

Файл называется: diagnostika_n4a9b.pptx

Это официальный файл организации «Сутурина Эльвира Викторовна», в нём содержится Карта индивидуального маршрута развития дошкольника.

Размер файла: 0,55 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.