Сутурина Эльвира Викторовна
Занятие по ознакомлению с окружающим «Богатыри земли Руссокой»Программное содержание: - Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. - Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Никите Кожемяке, Микуле Селяниновиче и т.д. - Вызвать интерес к языку былин, сказаний ,преданий о русских богатырях. - Обогащать словарь детей словами, обозначающими качества людей. - Учить детей вести беседу; слушать партнёра, отвечать на вопросы. Использовать в речи прилагательные и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе и падеже. - Совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины.
Предварительная работа: разучивание физкультминуток «Нивка, нивка», «Богатыри», «Дубок»; ознакомление с понятием «былина», «сказ», «дружина»; просмотр мультфильмов «Илья Муромец», «Алёша Попович и Тугарин Змей»; разучивание пословиц о богатырях и защитниках Отечества. Подготовка воспитанника – стихотворение «Богатырь»,
Материал: Экран, ноутбук, слайдовая презентация, подборка музыкальных произведений, Богатырь – второй воспитатель; дубовые листочки (каждому воспитаннику). Ход занятия. (под тихую спокойную музыку дети входят в группу) Воспитатель: День наступает,
- Вот таких детей приглашаю в увлекательное познавательное путешествие. В мир былин, преданий, сказок. А поможет нам волшебный экран. - Послушайте отрывок из песни. (песня «Богатырская наша сила») - слайд №1 Догадались, о ком мы с вами будем говорить? ( о богатырях) Воспитатель: Мы сегодня поговорим о героях - богатырях, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской из глубокой старины, дошла до наших дней. Вопросы к детям: - Кто такие богатыри? ( Это воины, борцы, силачи.) - Какие они богатыри? (сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые, мужественные - слайд№2) - Чем славились богатыри? (они защищали землю от врагов ) Ребёнок: Силён как вольный ветер.
- Откуда мы с вами узнали о богатырях? (из былин, из сказок, рассказов) - Что такое былина? ( это быль, это было давно, это рассказ о том, что когда – то было бывало, в реальность чего – то верили) - Какие вы знаете былины? (слайд №3) («Илья Муромец и Соловей разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «богатыри, Никита Кожемяка») - слайд№4, (слайд№5) - Не только в былинах рассказывается о богатырях, но и в сказках. Назовите их. (А.С. Пушкин: «Сказка о царе Салтане», - слайд №6, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - слайд №7 «Финист – ясный сокол» - слайд №8) - С кем воевали богатыри? (с Соловьём – разбойником - слайд №9, со Змеем Горынычем» - слайд №10, с Тугариным Змеёвичем слайд № 11, С Кащеем Бессмертным – слайд №12) - Кто их рассказывал? (сказитель – слайд №13) - Как сказитель рассказывал былину? (он ходил из города в город и рассказывал на распев – похоже на пение о богатырях, о их подвигах) - Сказитель так говорил: Расскажу я вам про дела старые,
Воспитатель: Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце. (прослушивание фрагмента былины в грамзаписи « Илья Муромец и соловей разбойник» (слайд №15) - Какой подвиг совершил Никита Кожемяка? (фрагмент) (слайд №16)
« Он одной рукой камень вывернет,
(слайд №17) - Кем он был? ( Богатырь – пахарь) - Микула Селянинович помогал защищать свою Родину от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»
(ответы детей) - Былина поучает: « Воевать легче, чем пахать, а пахарь – оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится». Когда Микула Селянинович землю пахал, ходил по полю да приговаривал: Динамическая пауза: Нивка, нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Воспитатель: Много песен и былин сказывал народ, о их силе и подвигах, мужестве и отваге. Звучит музыка « Богатырские ворота», входит богатырь (слайд №18) (войско богатырское). Богатырь: Сильные, могучие
- Здравствуйте, ребята. Принёс я вам свиток с пословицами, прошу вас помочь - стёрлись слова от времени. Нельзя прочитать вторую часть пословицы. (слайд №19) Пословицы 1. Сам погибай, а товарища выручай.
9. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси- матушке.
Богатырь:
(о Родине, о славе.)
( Он должен был выбрать дорогу, по которой пойти )
- Послушайте, что было написано на камне. Ехать направо – деньги и слава.
- Почему богатыри выбирали самый трудный путь? (Они были уверены в победе) Богатырь: Молодцы! Много знаете о защитниках земли русской. Чтобы быть такими, как русские богатыри, надо с детства тренировать себя - делать зарядку, заниматься спортом. Физминутка:
Богатырь: Пора прощаться, меня на заставе ждут. Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину « Богатыри» (слайд №21). Давайте побеседуем по картине. - Кто изображён на картине? ( « Три богатыря») - Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? ( Илья Муромец ) - Почему его называют Илья Муромец? (потому что он из города Мурома ) - Он какой? (он мудрый, старший, храбрый, могучий, смелый, отважный, бесстрашный, отважный) - Дети, что ещё вы знаете об Илье Муромце? ( Илья вырос в крестьянской семье. Долго не мог ходить. Богатырь Святогор подарил ему меч, научил его копьём колоть. Воевал Илья Муромец с Соловьём разбойником - слайд № 22) - Какие доспехи защищают Илью Муромца? (кольчуга, шлем) - Как вы думаете, из чего сделаны они? (из железа) А для чего? - Чем он вооружён? (в одной руке копьё, в другой булава, с боку щит.) - Расскажите о коне. (конь чёрный, зовут его Бурушка, он такой же могучий, как его хозяин.) - Кто слева от вас? (Добрыня Никитич - слайд №24) - Что вы можете рассказать о нём? (Добрыня Никитич сильный, отважный, могучий, воспитанный, образованный человек. Он из княжеской семьи.) - Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (кольчуга и шлем) - Чем он вооружён? ( в одной руке держит щит, в другой меч) - Расскажите о коне? ( конь белый, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин) Как зовут третьего богатыря? ( Алёша Попович – слайд №25) - Почему его так прозвали? (он из поповской семьи, из семьи попа) - Расскажите о нём. (Алёша Попович самый молодой богатырь, но смелый и отважный) - Какими качествами обладал он? (хитростью, смекалкой, дерзостью) - Чем он вооружён? (луком, стрелами) - Что у него висит с боку? ( гусли) - Как вы думаете для чего? - Расскажите о коне? (конь рыжего цвета, он опустил голову, как будто прислушивается к топоту вражеских копыт) - Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится? (уздечка, стремена, седло) - Повторим – упряжь. Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила» - Дети, мы будем составлять рассказы о богатырях. Чтобы вам было легче составлять рассказ, давайте составим схему. Рассказы детей (слайд №26-№28). Воспитатель: Тысячу лет прошло, дети, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей- богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича, Добрыни Никитича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали (слайд №29) Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай - брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, даёт силу людям, ему поклоняются - Давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонению дубу. «Дубок» (дети встали в круг и выполняют движения)
- Наше увлекательное путешествие подошло к концу, давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам (слайд № 30) - Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
А н сильные, могучие богатыри
А преданья старины Забывать мы не должны!
- А сейчас я вам подарю листочек дуба, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми как былинные богатыри – защитники земли русской.
20 сентября 2021 в 13:40
Прикреплённые файлы:Документ: Занятие по ознакомлению с окружающим «Богатыри земли Руссокой» Описание файла:Файл называется: byliny-k-zanjatiyu_n4a9b.pptx Это официальный файл организации «Сутурина Эльвира Викторовна», в нём содержится Занятие по ознакомлению с окружающим «Богатыри земли Руссокой». Размер файла: 8,28 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.