Сутурина Эльвира Викторовна
Мастер-класс «Россия - многонациональное государство»Добрый день, уважаемые, коллеги! Сегодня мы бы хотели посвятить свой мастер-класс ознакомлению с нашей многонациональной Родиной. "Российская семья" (Владимир Степанов) Живут в России разные
Россия - многонациональное государство А знаете ли вы, что костюмы и обычаи русских, проживающих в нашей стране отличаются и зависят от той местности, в которой они живут? Русский народный костюм на протяжении 150 лет заметно менялся: одни элементы исчезали, другие появлялись. В XII-XIII веках русский костюм разделился на южный и северный. Это было обусловлено и природными особенностями, и особенностями исторического развития. Северный и южный костюмы были достаточно оригинальны, и заметно отличались друг от друга: в южных губерниях он был более легким, а в северных более теплым. Исторически сложилось так, что только на севере России сохранился в неприкосновенности костюм допетровской эпохи. С XVIII века север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил нетронутость и самобытность народного быта и культуры, а костюм сохранил все свои традиционные черты. Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Особую роль в украшении распашных сарафанов играли пуговицы. Филигранные, со стеклянными вставками, дутые, гладкие, ажурные – иногда они были размером с куриное яйцо. Основой женского костюма была рубаха, преимущественно белого цвета. Древнейшим видом рубахи была рубаха без воротника («голошейка»), с круглым, иногда с довольно глубоким, вырезом. Чаще всего носили цельнокроеную рубаху исцелинницу или составную коклюшницу. И у той, и у другой рукава сужались к запястью, а снизу украшались строчевой вышивкой, напоминающей коклюшечное кружево. Выходя из дома, женщина надевала обтянушку – ситцевую курточку, доходящую длиной только до талии. Рукава обтянушки были широкими у плеча и сильно сужались к запястью. Застегивалась такая курточка на крючки. Только солдатки должны были носить с платьем капот – длинную, простеганную ватой верхнюю одежду со сборками в талии. Костюм каждой губернии, уезда, даже деревни имеет свои особенности покроя и декора одежды. Цветовая гамма русских костюмов северных губерний была довольно сдержанной. Из ярко-красной ткани шились только праздничные сарафаны. Жительницы Поморья одевались в сарафаны сдержанных, приглушенных тонов: лилового, брусничного, темно-вишневого. Яркую и цветную одежду поморки называли «полисной» и считали яркие цвета признаком «непоморского», да и вообще нерусского происхождения. В комплект с сарафаном входила коротенькая белая рубаха «рукава» и рубахи–долгорукавки с рукавами «с колотья» (в них рукава достигают длины 100–120 см и от кисти до локтя украшаются ажурной «к лотой» – от слова «проколоть», белой вышивкой с мелким растительным узором), парчовая душегрея, и головной убор – жемчужная или бисерная повязка в виде широкой ленты, завязывающейся на затылке. Очень красивыми были пинежские сарафаны-набивальники. Шили их из холщевой ткани, которую заранее отдавали набойщикам «синить и украшать узорами». Носили такие сарафаны с рубахами – «намышницами», шитыми из белого домотканого полотна, с воротом-стоечкой, с нашитыми на плечах вышитыми накладками из красной хлопчатобумажной ткани, низ рукавов тоже украшен вышивкой «в набор» красными нитями в виде геометрического узора. Наиболее древним и наиболее разнообразным по формам одежды был южнорусский костюм Рязанской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерний. В пограничных районах народный костюм испытывал сильное влияние соседей – украинцев, белорусов, мордвы.Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. В некоторых селах Рязанской, Тамбовской и Смоленской губерний носили черные гофрированные поневы, заложенные в продольные складки. Чтобы складки долго не расходились, поневу складывали по клеткам, перевязывали веревочкой и клали под горячий хлеб.В поневном комплексе за счет овального силуэта, горизонтального расположения декора, намеренного сокрытия талии и шеи женская фигура казалась пышной и массивной. До сих пор понева – один из самых красивых элементов традиционной русской одежды. Самым ярким в южных губерниях был рязанский костюм. Особенностью его был особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, – «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами. Разновидность его – красный распашной «шушпан». На голову надевалась рогатая кика с очень высокими рожками, поверх повязывался платок. Разнообразие костюмов Рязанской губернии вызвано природными ее особенностями, сочетанием леса и степи. Девушки в Рязани поневы не носили – считалось, что это только женская одежда. Но так как ходить в одной рубахе считалось неприличным, девушки надевали поверх нее шушку – туникообразную одежду с коротким прямым рукавом. Красив костюм Сапожковского уезда, центра художественного ткачества. Он состоял из рубахи, поневы, передника, шушпана. Каждый вид одежды частично закрывался другим: из-под широких рукавов белого шушпана, по подолу и рукавам отделанного закладом – широкой тканой полосой красного или вишнево-коричневого цвета с геометрическим орнаментом из крупных синих, золотисто-желтых, зеленых и белых гребенчатых фигур, виднелись рукава с мелким узором, затем передник, из-под передника и шушпана – рубаха. Нижняя часть шушпана иногда приходилась на белый фон рубахи, затем был виден подол с орнаментом. Узоры нижней части рубахи, рукавов и передника были значительно меньше узоров каймы шушпана на рукавах и подоле. В Сапожке придумали особый крой рубашки, который используется до сих пор. Его главное отличие – точность и простота, минимальное количество швов. Характерной особенностью сапожковского костюма является «навершник» – безрукавка, которая надевалась поверх рубахи и паневы. Ее отделка необычайно богата: красные полосы браного узора сочетаются с белым холстом и вставками кумача. Дополнением женского костюма являются разнообразные пояса – тканые, плетеные, с бисером, а также нагрудные и шейные украшения из бисера (гайтаны, ожерелки, мониста и др.). Необычен костюм Воронежской губернии, или «Дикого поля». Отличительная черта воронежских костюмов – обилие черноузорной вышивки.Воронежская понёва отличается по цвету, характеру ткачества «в три нитки», белыми клетками по черному или по красному полю, со вставкой впереди из тонкой ткани. Понёву вышивали наборной гладью, украшали цветными полосами желтого, зеленого цвета. Вышивали рубахи по оплечью и рукаву плотно – «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения – «гаруси», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными полосами и туфли – «коты». В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета: белый, красный и черный. Русский костюм центральных губерний соединил в себе тенденции юга и севера, а также византийские и западноевропейские черты. Женский костюм средних областей России обычно состоял из двух обязательных деталей – длинной рубахи из белого холста и юбки из шерсти, или поневы. Остальные части одежды могли варьироваться. В ряде уездов и губерний богатство невесты оценивалось по количеству юбок, и девичьи наряды предполагали многослойные юбки. Важное значение придавалось красоте и богатству головного убора. В ряде регионов женский нарядный костюм включал в себя многорядные яркие бусы. Общим для всех русских женских костюмов являлось предпочтение, которое отдавалось красному цвету. У жителей Московской, Владимирской, Ярославской губерний к XVIII столетию в женской одежде прочно утвердился комплекс с сарафаном. Его надевали поверх прямой рубахи, присборенной у ворота – стойки, с прямыми вставками – поликами в верхней части длинных рукавов. Преобладали глухие туникообразные и широкие прямые одежды. Тверь интересна белой холщовой одеждой. Традиции ее покроя и принципы отделки пришли из глубокой старины. Ворот рубахи выполнен в виде красной розетки и напоминает по цвету и форме красное солнышко. Сверху надевался касталан –косоклинный из белого холста сарафан, отделанный по широкому подолу и на груди красным ситцем и кумачом. Костюмы из Торжка, центра золотошвейного искусства, славились по всей России. Пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов и другие изделия мастериц-золотошвеек продавали на русских ярмарках. Украшали ими и наряды. Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Для них золота не жалели и просто заливали так называемой «битью» всю верхнюю часть рукавов и низ фартуков. Головной убор «сборник» украшался переливчатым речным жемчугом, был расшит золотыми и серебряными нитями, а сверху надевался еще и платок с богатой золотной вышивкой. Жители Торжка не отказывали себе в недешевом удовольствии покрасоваться в изделиях золотошвей. Популярностью пользовались расшитые золотом сапожки (мастерами обувных дел Торжок всегда славился). Интересная деталь: у жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого. В комплексы женской народной одежды и на юге, и на севере обязательно входил пояс («покромка», «подживотник», «опояска»). Дополняли костюм шейные, нагрудные и прочие украшения. На шее носили жемчужные «ожерелки». Такие украшения носили только девушки и молодые жены. Женщины постарше носили наброшники – жемчужные ожерелья. Также шейным украшением являлись перлошки – бусы из бисера или шлифованного стекла, нанизанного на тонкие ленточки. Особым украшением были ленты: их пришивали к шубам, фартукам, вплетали в косы. Мужской костюм по всей России был однотипным: рубаха, порты, пояс и головной убор. Верхняя одежда — кафтан отрезной по талии и шуба. В некоторых южнорусских селах мужской костюм дополнялся вышитым жилетом. Главная особенность народного костюма – это то, что в народной одежде функционально, целесообразно, нет ничего лишнего, нелогичного, и все-то в нем удивительно красиво, живописно и стильно. Символ русского костюма - кокошник Воспитателям предлагается изготовить кокошник Пристально изучая русский народный костюм, глубже проникая в его символику, воспринимаешь его не только как произведение искусства, а как образный кодекс жизни человека, своеобразные заповеди наших предков своим потомкам, и понимаешь, какая ценность была передана ими нам. А еще народы России славятся свои гостеприимством. На чай приглашают: татары, народы Кавказа, буряты и русские
Используемые источники: 1. «По одежке встречают». Региональные особенности русского народного костюма - http://vokrugknig.blogspot.com/2020/08/blog-post_95.html; 2. Русский головной убор - https://yandex.ru/images/search?text=русские%20кокошники&stype=image&lr=11416&source=wiz&p=25&pos=1407&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2Fdb%2F6c%2F02%2Fdb6c023f54a8da0f5263c5bbbe1ad1dc.jpg&rlt_url=https%3A%2F%2Fds02.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F1150%2F00015d57-269a3643%2Fimg21.jpg&ogl_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2Fdb%2F6c%2F02%2Fdb6c023f54a8da0f5263c5bbbe1ad1dc.jpg 20 сентября 2021 в 15:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.