Сутурина Эльвира Викторовна

Мнемотехника для всех!

Слайд 1

Мнемотехника – что это? Это система запоминания.

Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести большой объем новой информации, нежели логические, ассоциативные связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.

Слайд 2

Наглядность задействует оба полушария мозга, поэтому запоминание идёт эффективнее. Одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий: для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания Мнемотехника позволяет развить все психические процессы человека.

У детей ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить ребенку стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему.

Слайд 3

Мнемотехническое запоминание представляет собой 4 взаимосвязанных этапа:

- кодирование информации в образы

- запоминание образа с информацией

- запоминание последовательности информации (образов)

- закрепление в памяти

Нужно отметить, что запоминание с помощью мнемотехнических приемов всегда эмоционально окрашено, поэтому воспроизводится такая информация легче

Слайд 4

Приемы мнемотехники основываются на принципах дидактики:

- наглядности,

- соответствие возрасту – все символы знакомы ребенку

- от простого к сложному (мнемоквадрат – мнемодорожка-мнемотаблица)

Слайд 5

Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Мнемоквадрат - это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков.

Слайд 6

Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

Слайд 7

Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу.

Для запоминания текстов педагоги часто используют мнемодорожки Барсуковой

29f7ac8f33bc3bd296b57a94285fdb67.jpg

Слайд 8

Для того чтобы малышу было легче и интереснее осваивать схемы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В схемах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д.

Слайд 9

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Слайд 10

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Ввести символы слов или действий

2. Использовать таблицы рекомендуется не разово, а систематически

3. Использовать в таблицах отрицания – перечеркивания – часто это бывает эмоционально значимым

4. Использовать сочетания слов в цепочках

5. Стимулировать детей самостоятельно подбирать символы

6. Предлагать придумывать собственные образы, схемы, таблицы, для развития фантазии крохи

Слайд 11

Мнемотехника помогает: запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Слайд 12

С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее. При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка. Например,

Осень (Токмакова И.П.)

Опустел скворечник-

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Слайд 12

Еще один вид мнемотехники – Мнемосхемы.

На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками

Слайд 13

С помощью мнемосхем можно заучивать и отгадывать загадки

Слайд 14

Скороговорки

Слайд 15

Составлять описательные рассказы Главное, чтобы ребенок запомнил последовательность описания – его план, что облегчает процесс становления связной речи. Картинка помогает запомнить название,  характерные признаки и действия, производимые с предметами. А схема помогает удержать в памяти план рассказа.

Слайд 16

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей постарше – можно вводить схемы.

29 сентября 2021 в 16:24

Прикреплённые файлы:

Документ: Мнемотехника для всех!

Описание файла:

Файл называется: mnemotehnika-dlja-vseh_pq2nh.pptx

Это официальный файл организации «Сутурина Эльвира Викторовна», в нём содержится Мнемотехника для всех!.

Размер файла: 6,47 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.