|
Мнемотехника для всех!
Слайд 1 |
Мнемотехника – что это? Это система запоминания.
Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести большой объем новой информации, нежели логические, ассоциативные связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. |
Слайд 2 |
Наглядность задействует оба полушария мозга, поэтому запоминание идёт эффективнее. Одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий: для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания Мнемотехника позволяет развить все психические процессы человека.
У детей ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить ребенку стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. |
Слайд 3 |
Мнемотехническое запоминание представляет собой 4 взаимосвязанных этапа:
- кодирование информации в образы
- запоминание образа с информацией
- запоминание последовательности информации (образов)
- закрепление в памяти
Нужно отметить, что запоминание с помощью мнемотехнических приемов всегда эмоционально окрашено, поэтому воспроизводится такая информация легче |
Слайд 4 |
Приемы мнемотехники основываются на принципах дидактики:
- наглядности,
- соответствие возрасту – все символы знакомы ребенку
- от простого к сложному (мнемоквадрат – мнемодорожка-мнемотаблица) |
Слайд 5 |
Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Мнемоквадрат - это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. |
Слайд 6 |
Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д. |
Слайд 7 |
Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу.
Для запоминания текстов педагоги часто используют мнемодорожки Барсуковой
|
Слайд 8 |
Для того чтобы малышу было легче и интереснее осваивать схемы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В схемах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. |
Слайд 9 |
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. |
Слайд 10 |
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Ввести символы слов или действий
2. Использовать таблицы рекомендуется не разово, а систематически
3. Использовать в таблицах отрицания – перечеркивания – часто это бывает эмоционально значимым
4. Использовать сочетания слов в цепочках
5. Стимулировать детей самостоятельно подбирать символы
6. Предлагать придумывать собственные образы, схемы, таблицы, для развития фантазии крохи |
Слайд 11 |
Мнемотехника помогает: запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом). |
Слайд 12 |
С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее. При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка. Например,
Осень (Токмакова И.П.)
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят. |
Слайд 12 |
Еще один вид мнемотехники – Мнемосхемы.
На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками |
Слайд 13 |
С помощью мнемосхем можно заучивать и отгадывать загадки |
Слайд 14 |
Скороговорки |
Слайд 15 |
Составлять описательные рассказы Главное, чтобы ребенок запомнил последовательность описания – его план, что облегчает процесс становления связной речи. Картинка помогает запомнить название, характерные признаки и действия, производимые с предметами. А схема помогает удержать в памяти план рассказа. |
Слайд 16 |
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей постарше – можно вводить схемы. |
29 сентября 2021 в 16:24
Прикреплённые файлы:
Документ: Мнемотехника для всех!
Описание файла:
Файл называется: mnemotehnika-dlja-vseh_pq2nh.pptx
Это официальный файл организации «Сутурина Эльвира Викторовна», в нём содержится Мнемотехника для всех!.
Размер файла: 6,47 Мегабайт.
Скачать файл
|