Сутурина Эльвира Викторовна

Методы и способы исследования творческой активности дошкольников

Современная ситуация развития системы дошкольного образования обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором особое внимание обращается на необходимость воспитания творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления детей, а также создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Именно в дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития.

В настоящее время уделяется внимание творческим способностям дошкольников, особенно в условиях стандартизации системы дошкольного образования.

Актуальность заявленной темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом общества. Современному обществу требуются нестандартно мыслящие и творческие люди, действующие во благо развития общества.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы формирования творческой активности у детей дошкольного возраста обусловлена недостаточной теоретической разработанностью условий формирования творческой активности у детей.

3. Вопросами развития детского творчества в различных видах детской деятельности занимались:

Музыкальное творчество:

Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская

Изобразительное творчество:

Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А. Флёрина

Творчество и игра:

Л.С. Выготский, Л.А. Венгер,

Д.Б. Эльконин

Речевое творчество:

О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова

Творчество и предметная среда:

О.В. Дыбина

Творческое конструирование:

Л.А. Парамонова

Творчество в экспериментировании:

Н.Н. Поддъяков

Но, несмотря на разработки отечественных ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования творческой активности у детей дошкольного возраста, недостаточно методических разработок, обеспечивающих процесс ее решения необходимыми технологическими средствами.

Ученые (педагоги, психологи, физиологи) утверждают, что формирование творческой активности у детей дошкольного возраста будет успешным при реализации педагогических условий:

- использование нетрадиционных методов рисования;

- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию творческой активности детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности;

- повышение педагогической компетентности родителей по проблеме формирования творческой активности дошкольников.

Любой ребенок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки – это то, что приносит ему радость. Но это не только положительные эмоции. Творчество способствует развитию всех психических процессов, а именно мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Творчество развивает эмоциональную сферу ребенка, укрепляет и развивает мелкую моторику рук, способствует воспитанию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца, целеустремленности. Поэтому так важно уделять больше внимания творческим занятиям с детьми, поощрять их, развивать фантазию и воображение дошкольников.

Проблемная ситуация является стимулом к творческой деятельности. Здесь раскрывается и гибкость мышления, и цельность восприятия, и умение самостоятельно поставить задачу, найти пути ее решения нетрадиционным  способом. Творческая деятельность тесно связана с развитием художественных способностей – это способности к художественному творчеству в какой-либо сфере искусства. Оценивая способности к художественному творчеству, необходимо определить, как ребенком воплощается идея в процессе работы и как ребенок выбирает адекватные средства выразительности.

Развитие творческой активности - поэтапный процесс, который предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, результатом которого является теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем. Он включает в себя организацию творческого процесса и развитие творческих способностей.

Предполагаемый результат – сформированность творческой активности определенного уровня.

Динамика поэтапного освоения ребенком творческой активности выглядит следующим образом:

- эмоциональное восприятие, основанное на интуитивном способе предстоящей деятельности;

- осмысление, основанное на рефлексивно-когнитивном способе деятельности;

- учебное применение, базирующее на поисковом способе деятельности;

- системное освоение, основанное на частично-исследовательском способе деятельности;

- творческое применение, основанное на эвристическом способе деятельности.

Для выявления уровня сформированности творческой активности у дошкольников были взяты за основу критерии и показатели сформированности творческой активности, разработанные Е.П. Ильиным.

Критерий

Показатели

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Когнитивный

Умение найти

художественные

средства

Необходима помощь взрослого

Способны найти

художественные

средства в знакомых

ситуациях

С легкостью

Находят художественные

средства

Использование

знаний умений

новых ситуациях

Отказ от заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации

Способны переносить знания и умения в новые ситуации, если

испытывают интерес

Способны осуществлять

широкий перенос

знаний, умений в новые ситуации

Мотивационный

Увлеченность, интерес

Отсутствует потребность в

пополнении знаний

Познавательный

интерес непостоянен, надситуативен

Устойчивый

познавательный

интерес, постоянная

потребность в

пополнении знаний

Положительное

отношение к

творческой деятельности

При возникновении трудностей преобладают

отрицательные эмоции, радости при удачном

решении не испытывают

Испытывают

радость только в

случае получения

искомого результата

С охотой выполняют

даже те задания,

при выполнении

которых возникают

трудности

Стремление к

достижению результата

Не могут и не желают

преодолевать трудности в

процессе продуктивной

деятельности

Преодолевают трудности в случае, если испытывают

интерес

Способны легко

Преодолевать трудности для

достижения результата

Деятельностный

Самостоятельность

Не стремятся к самостоятельному выполнению работ

Есть стремление к

самостоятельному

выполнению

заданий, но решать их самостоятельно

пока не могут

Самостоятельны в выполнении задач

творческого характера

Качество выполняемых

действий (быстрота,

находчивость,

оригинальность)

Задания выполняют медленно и только по образцу

При сильной

заинтересованности

осуществляют поиск

нового решения

Стремятся к

Самостоятельному оригинальному

выполнению

заданий, часто предлагают

оригинальные

решения

Совокупность выбранных критериев позволила обеспечить проверку влияния педагогических условий на эффективность формирования творческой активности у детей.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью.

Процесс формирования творческой активности зависит от совокупности объективных и субъективных педагогических условий. Только в условиях правильного руководства могут сформироваться подлинные творческие возможности ребенка, и только тогда процессы его развития протекают более успешно. Наиболее эффективно творческая активность дошкольников формируется в продуктивной деятельности.

Первым педагогическим условием более успешного формирования творческой активности у детей младшего дошкольного возраста является использование нетрадиционных методов рисования.

Второе необходимое условие более успешного формирования творческой активности у детей – создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию творческой активности у детей в продуктивной деятельности.

Третье необходимое условие более успешного формирования творческой активности у детей младшего дошкольного возраста – повышение педагогической компетентности родителей по проблеме формирования творческой активности дошкольников.

12 февраля 2023 в 05:12

Прикреплённые файлы:

Документ: Методы и способы исследования творческой активности дошкольников

Описание файла:

Файл называется: tvorcheskaja-aktivnost_382f3.pptx

Это официальный файл организации «Сутурина Эльвира Викторовна», в нём содержится Методы и способы исследования творческой активности дошкольников.

Размер файла: 2,77 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.