Сутурина Эльвира Викторовна
Методы и способы исследования творческой активности дошкольниковСовременная ситуация развития системы дошкольного образования обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором особое внимание обращается на необходимость воспитания творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления детей, а также создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Именно в дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. В настоящее время уделяется внимание творческим способностям дошкольников, особенно в условиях стандартизации системы дошкольного образования. Актуальность заявленной темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом общества. Современному обществу требуются нестандартно мыслящие и творческие люди, действующие во благо развития общества. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы формирования творческой активности у детей дошкольного возраста обусловлена недостаточной теоретической разработанностью условий формирования творческой активности у детей. 3. Вопросами развития детского творчества в различных видах детской деятельности занимались:
Но, несмотря на разработки отечественных ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования творческой активности у детей дошкольного возраста, недостаточно методических разработок, обеспечивающих процесс ее решения необходимыми технологическими средствами. Ученые (педагоги, психологи, физиологи) утверждают, что формирование творческой активности у детей дошкольного возраста будет успешным при реализации педагогических условий: - использование нетрадиционных методов рисования; - создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию творческой активности детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности; - повышение педагогической компетентности родителей по проблеме формирования творческой активности дошкольников. Любой ребенок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки – это то, что приносит ему радость. Но это не только положительные эмоции. Творчество способствует развитию всех психических процессов, а именно мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Творчество развивает эмоциональную сферу ребенка, укрепляет и развивает мелкую моторику рук, способствует воспитанию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца, целеустремленности. Поэтому так важно уделять больше внимания творческим занятиям с детьми, поощрять их, развивать фантазию и воображение дошкольников. Проблемная ситуация является стимулом к творческой деятельности. Здесь раскрывается и гибкость мышления, и цельность восприятия, и умение самостоятельно поставить задачу, найти пути ее решения нетрадиционным способом. Творческая деятельность тесно связана с развитием художественных способностей – это способности к художественному творчеству в какой-либо сфере искусства. Оценивая способности к художественному творчеству, необходимо определить, как ребенком воплощается идея в процессе работы и как ребенок выбирает адекватные средства выразительности. Развитие творческой активности - поэтапный процесс, который предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, результатом которого является теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем. Он включает в себя организацию творческого процесса и развитие творческих способностей. Предполагаемый результат – сформированность творческой активности определенного уровня. Динамика поэтапного освоения ребенком творческой активности выглядит следующим образом: - эмоциональное восприятие, основанное на интуитивном способе предстоящей деятельности; - осмысление, основанное на рефлексивно-когнитивном способе деятельности; - учебное применение, базирующее на поисковом способе деятельности; - системное освоение, основанное на частично-исследовательском способе деятельности; - творческое применение, основанное на эвристическом способе деятельности. Для выявления уровня сформированности творческой активности у дошкольников были взяты за основу критерии и показатели сформированности творческой активности, разработанные Е.П. Ильиным.
Совокупность выбранных критериев позволила обеспечить проверку влияния педагогических условий на эффективность формирования творческой активности у детей. Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью. Процесс формирования творческой активности зависит от совокупности объективных и субъективных педагогических условий. Только в условиях правильного руководства могут сформироваться подлинные творческие возможности ребенка, и только тогда процессы его развития протекают более успешно. Наиболее эффективно творческая активность дошкольников формируется в продуктивной деятельности. Первым педагогическим условием более успешного формирования творческой активности у детей младшего дошкольного возраста является использование нетрадиционных методов рисования. Второе необходимое условие более успешного формирования творческой активности у детей – создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию творческой активности у детей в продуктивной деятельности. Третье необходимое условие более успешного формирования творческой активности у детей младшего дошкольного возраста – повышение педагогической компетентности родителей по проблеме формирования творческой активности дошкольников. 12 февраля 2023 в 05:12
Прикреплённые файлы:Документ: Методы и способы исследования творческой активности дошкольников Описание файла:Файл называется: tvorcheskaja-aktivnost_382f3.pptx Это официальный файл организации «Сутурина Эльвира Викторовна», в нём содержится Методы и способы исследования творческой активности дошкольников. Размер файла: 2,77 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.